Почему ребенок плохо ест?

Прежде чем приступать к решению ситуации, когда ребенок плохо ест, отказывается от того, что еще вчера ел, важно разобраться в причинах.

Причин у этого может быть много, а иногда включается фактор субъективной оценки рациона, но об этом мы тоже поговорим.






Итак, субъективная оценка рациона — это то, что встречается достаточно часто. Иногда родителям или бабушкам кажется, что ребенок ест слишком мало, но при анализе рациона мы выясняем, что беспокоиться не о чем. Просто дети действительно едят меньше взрослых — примерно 3 детских кулачка конкретного ребенка за один прием пищи (кто-то чуть больше, а кто-то — меньше).


Бывает, что объективно оценить рацион мешают хаотичные приемы пищи, когда ребенок часто заходит на кухню, что-то быстро съедает и к основному приему пищи еще не голоден. Родителям кажется, что ребенок “ничего не ест”, хотя он вполне себе ест и наедается, просто отдельно от всех. В моем детстве говорили, что "сладкое — это не еда", хотя она такая же еда, как и любая другая — и тоже имеет калорийность. В этом случае ребенок действительно не голодает, но чаще всего рацион получается несбалансированным, в нем недостает продуктов богатых белком, клетчаткой и многих микроэлементов.


Ребенок пьет много калорийных напитков: молоко, сок, какао. Сами по себе эти напитки могут присутствовать в рационе детей старше года, но их избыточное количество скорее всего будет вытеснять другую еду.


Ребенок заболел. Для нас кажется естественным терять аппетит, когда болеем мы, но потеря аппетита ребенком часто воспринимается родителями как тревожная ситуация. Но даже легкое недомогание может значительно снижать аппетит — это не повод беспокоиться, по мере выздоровления ребенок будет снова есть, как раньше.


Особенности возраста. Колебания аппетита детей-дошкольников обусловлены несколькими причинами:


  • В периоды активного роста энергетические потребности детей становятся выше, в периоды замедления — ниже, и это нормально.
  • Дошкольники могут увлекаться какой-то деятельностью и не замечать сигналы голода, потому что эта деятельность кажется важнее еды.
  • Им может быть настолько интересен мир вокруг, что долго усидеть за столом оказывается трудно, — за счет этого объемы порций сокращаются.
  • Дети старше 1-2 лет активнее проявляют свою автономию и чаще отказываются от еды, которую предлагают взрослые.
  • Новая или привычная еда, но в непривычной подаче, может вызывать осторожное отношение, — эта особенность как генетическое наследие прошлого, когда незнакомой едой легко можно было отравиться.

Сенсорные особенности — сенсорная гиперчувствительность. Дети могут ощущать отторжение, если еда имеет неприятные для них свойства: скользкая, слишком твердая, имеет комочки или зернистость. Также неприятные ощущения могут вызывать звуки, которые возникают при жевании конкретной еды.


Негативный опыт с конкретной едой или во время приема пищи может снижать интерес к еде или формировать страх перед новым повторением такого опыта. Этим опытом может быть удушье, насильственное кормление или давление за столом, которые создают у ребенка связь, что еда может быть небезопасна.



Не всегда легко сразу угадать причину того, почему ребенок отказывается от еды, “плохо” ест или имеет переменчивый аппетит. Для точного выяснения помогает общение с родителем, заполнение анкет и анализ дневника питания. Самый первый шаг — это заполнение дневника питания, который поможет выяснить, действительно ли есть проблема с недостаточным или несбалансированным питанием.

Связаться со мной
Горшкова Юлия Михайловна
ИНН 682712074035